Главная Продукти які послаблюють перестальтику кишечника

Кто-то вылечился от эрозивного гастрита

Корсет для коррекции осанки оболонский


Читать дальше

Аппаратура от простатита

Смотреть онлайн бесплатно турецкий сериал боль в моем сердце 50 серия


Читать дальше

31.05.2010 г. № 68 о дополнительных мерах по профилактике курения табака в чувашской республике


как проверить качество готовой настойки из болиголова

Во введении обосновываются актуальность исследования, определяются объект, предмет, цель, задачи, формулируется гипотеза, методологическая основа, методы исследования, определяются новизна и практическая значимость исследования, пути апробации, приводятся положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Методические подходы освоения национально-регионального компонента декоративно-прикладного искусства в начальной школе» рассматриваются теоретические основы проблемы исследования, представлен историко-педагогический анализ этапов становления и развития национально-регионального компонента в образовании.

Россия веками складывалась как полиэтническое и многоязычное государство, в котором нормой сосуществования народов стало взаимодействие культур, духовное сотрудничество. В формировании и культивировании здорового национального самосознания в современных условиях решающую роль играет образование, учитывающее исторически сложившиеся культурные традиции региона. Востребованность обобщения в регионах Российской Федерации опыта по развитию национально-регионального компонента в системе образования на сегодняшний день признается в Концепции модернизации российского образования за период до 2010 г., в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г., в Федеральной программе развития образования на 2000-2005 гг.

В становлении единого образовательного пространства России основополагающую роль призваны играть организации культуры и образования. Образовательные системы субъектов страны составляют целостную систему, функционирующую для трансляции единого содержания образования и принципов построения педагогического процесса в его общих формах (при сохранении разнообразия и гибкого изменения). Поэтому главная задача деятельности региональных и местных органов управления образования состоит в развитии региональных образовательных систем. При этом необходим учет общегосударственных требований, местных социально-экономических условий, национальных и культурно-исторических особенностей, сбалансированности различных видов образования и типов школ.

Исследование тенденций развития регионального компонента в образовании, обмен педагогической информацией о достижениях в области регионального образования в масштабах страны, сравнение и обобщение инновационных процессов региональных образовательных систем, перспективных моделей организации регионального образования (их адаптации) могут служить, на наш взгляд, основой для координации исследовательской, управленческой, методической и учебно-воспитательной деятельности в регионах России. Изучение подходов к содержательной характеристике национально-регионального компонента в образовательной деятельности каждого региона может соответственно способствовать развитию образования в каждом регионе и, следовательно, в стране.

Сегодня идет процесс осмысления и концептуализации понятия «региональный компонент». Оно получает свое содержание через соотношение с понятием «регион». Регион (от лат regio – страна, область, округ) – пространство (территориальное, временное, экономико-географическое, социальное, культурное), в котором происходит социализация человека, формирование, сохранение и трансляция образа жизни. Это особенно важно в современных условиях, когда страна в целом в значительной мере утрачивает единство норм общественной жизни.

Национально-региональный компонент образования в субъектах Российской Федерации неразрывно связан с национально-культурными факторами. Впрочем, идея необходимости опоры на особенности национальной культуры и ценностей истории не нова. Так, в качестве локальных сведений в прошлом привлекалось ближайшее окружение школы, доступное непосредственному наблюдению. Известный педагог К.Д. Ушинский считал, что в качестве основы для изучения Отечества необходимо развивать у детей «инстинкт местности». С преподаванием предмета «родиноведение», «отечествоведение» ученый связывал знакомство с элементами географии, истории, естествознания, изучение родного языка. Содержание «Отечествоведения» К.Д. Ушинский рассматривал как комплексную характеристику края, региона проживания, где общенаучные знания формируются на основе местных сведений в результате сравнения и обобщения.

В диссертации рассматривается педагогическая деятельность общеобразовательных учреждений в России по освоению национально-регионального компонента. На основе ведущей идеи о национальном (народном) характере образования (М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, Ф.И. Буслаев, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Г.Н. Волков) нами разработаны положения о национально-региональном компоненте в образовании:

- освоение национальной культуры, духовности родного народа, обогащение ее культурой народов совместного проживания, ориентация человека на культуру как ценность, приобщение к ценностям мировой культуры;

- обеспечение права обучаться на родном языке;

- сохранение, воспроизводство и приумножение национально-культурного достояния региона;

- подготовка к жизни и профессиональной деятельности с учетом традиционного уклада, трудовых традиций народа и требований, возникающих при переходе к новым экономическим отношениям.

В исследовании отмечается, что национально-региональный компонент вариативен, определяет региональные проявления тех сущностей, которые раскрываются в инвариантном содержании. Оставаясь составной частью школьного образования, он обладает самоценностью и самозначимостью, так как с его помощью закладываются основы формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей «малой Родины».

С учетом разработанных нами принципов были обоснованы и апробированы на практике следующие направления включения регионального содержания в образовательный процесс: полипредметное базовое, полипредметное повышенное, монопредметное углубленное, монопредметное интегративное (Л.Ф. Греханкина). Эти направления послужили основной для разработки схемы национально-регионального компонента. (Схема)

Как правило, национально-региональный компонент представляет не только область, город как таковой с его зданиями и сооружениями, административными и общественными институтами, но и всё многообразие возможных форм и способов взаимодействия человека с этнокультурной средой.

Национально-региональный компонент, на наш взгляд, – это определяемая этнокультурной средой единица изучения и воссоздания всей этнокультурной среды в целом, а также отдельных ее элементов. Как дидактическая единица региональный компонент представляет собой часть содержания отдельных школьных и вузовских дисциплин, аспект содержания внеклассной работы и часть содержания различных занятий, практикуемых в центрах дополнительного образования. Это содержание касается освоения культуры и духовности родного народа, формирования ориентации человека на региональную культуру как ценность, сохранение, воспроизводство и приумножение культурного достижения региона. Самой крупной культурологической и одновременно дидактической единицей в национально-региональной системе образования и воспитания оказывается этнокультурная среда.

На наш взгляд, главная проблема сегодня состоит в том, чтобы выстроить в регионе такую систему образования, которая в перспективе удовлетворяла бы этнокультурным, этнообразовательным потребностям учащихся на первой, второй и третьей ступенях обучения в сочетании с компонентами, дающими возможность личности вступить в диалог с инокультурным окружением и обеспечило бы включенность в современные общекультурные процессы, чему будет способствовать изучение народного искусства, как составляющего национально-регионального компонента в аспекте мировоззренческих и художественно-эстетических сторон.

Необходимо заметить, что существующий непрофессиональный подход к оценке произведений народного декоративно-прикладного искусства по чисто формальным признакам, без учета его художественно-образной специфики, наблюдается как в искусствоведении, так и в практике преподавания декоративно-прикладного искусства в школе, что значительно обедняет его восприятие, отодвигает духовно-содержательные аспекты на второй план, а это, на наш взгляд, совершенно недопустимо. Рассмотрение произведения народного декоративно-прикладного искусства как единства вещи и идеи в художественном образе (М.А. Некрасова) и за счет этого превращение его в вещь «не равную себе» (Т.С. Семенова) обеспечивает полноценное его восприятие школьниками. В образцах декоративно-прикладного искусства за предметно-чувственной оболочкой верхнего слоя всегда скрыто более значительное духовное содержание ( Н.А. Горяева, В.А. Барадулин, В.С. Кузин, Ю.В. Максимов, В.Ф. Максимович, В.Н. Полунина, Б.А. Рыбаков, Е.В. Шорохов, А.Б. Салтыков и др.). Символические образы народного искусства обладают смысловой емкостью. В многослойном и многосложном прочтении памятников народного искусства заключено всегда диалектическое единство материального и идеального, зримого и незримого, конечного и бесконечного. Во избежание односторонней, узконаправленной трактовки необходимо рассматривать изобразительные мотивы и символические элементы в контексте целого, в соотнесении с миропредставлением людей, подключая исторические, этнографические, искусствоведческие материалы, а также фольклор.

Ретроспективный этнографический фон очень важен для того, чтобы понять конкретное значение тех или иных символических образов, чтобы попытаться их связать с самой жизнью в ее реальных проявлениях: труде, праздниках, обрядах, тем самым выстраивая более целостную модель взаимоотношения человека с природой и вселенским миром.

Изучение связей мифологических представлений древних славян с народным искусством – одно из направлений, разработанное (вместе с другими представителями мифологической школы) фольклористом, историком, литературоведом А.Н. Афанасьевым, родившимся в городе Богучаре Воронежской губернии, окончившим Воронежскую гимназию. Исследования А.Н. Афанасьева представляются нам особенно ценными с точки зрения истоков русского регионального искусства, расшифровки архаических образов, легенд, преданий, мифов, собранных им на «малой родине», появление которых было обусловлено религиозно-магической потребностью человека и связано с земледельческой обрядностью.

Неоценимый вклад в процесс освоения школьниками и студентами декоративно-прикладного искусства вносят ученые – педагоги: В.С. Бадаев, А.А. Ковалев, В.В. Корешков, С.П. Ломов, К.А. Скворцов, М.В. Соколов, Н.М. Сокольникова, А.С. Хворостов, Н.К. Шабанов, Т.Я. Шпикалова и др.

Педагогическое воздействие по преобразованию мышления, восприятия, воображения, моторики руки средствами традиционного декоративно-прикладного искусства осуществлялось через разработанную в процессе опытно-экспериментальной работы систему заданий и таблиц, в основе которых лежит эмоционально-образное освоение языка регионального декоративного искусства. В исследовании приводится описание заданий по разработанным учебникам и фотоальбому, педагогических и методических комментариев к ним, отражающих сущность регионального декоративно-прикладного искусства.

Сущность процесса освоения регионального компонента декоративно-прикладного искусства заключается в следующем: понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства; использование линии, ритма, силуэта, цвета, пропорции, формы, композиции как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи; определение центров традиционных народных художественных промыслов России по созданию изделий (главные отличительные признаки: форма, пропорции, колорит, орнамент, традиционная обработка материала); овладение процессом стилизации реальных природных форм в декоративные; изучение местных традиций края и области и органическим сочетанием региональных традиций искусства с ручным творческим трудом; активное участие в кружках, студиях, творческих мастерских; создание художественных образов с учетом региональных декоративных особенностей и технологических возможностей материала; изучение художественно- эстетического наследия образцов регионального декоративно-прикладного искусства; овладение всеми этапами работы над изделием от создания проекта до последних отделочных вариаций; сочетание в области искусства игровой и трудовой деятельности; включение в художественно-творческую деятельность работу в материале, развернутую к потребностям школы.

Во второй главе «Декоративно-прикладное искусство Воронежского края, его значение в системе образования России» раскрываются функции, регионально-национальные особенности декоративно-прикладного искусства и опыт работы педагогов в организации процесса освоения регионального компонента декоративно-прикладного искусства Воронежского края.

Изучение проблемы исследования позволило актуализировать ее исторический и современный аспекты. Документы, архивные материалы, литературные источники, диссертационные работы показывают, что до ХХ столетия основным методическим принципом обучения молодого поколения была передача личного опыта мастера прикрепленным к нему ученикам. В течение веков выработался прием, приобретаемый с детства подражательным навыком (А.В. Луначарский). В практике массовых общеобразовательных школ уроки ручного труда имели узкие рамки, определенные задачами общества и наряду с некоторыми положительными моментами (их направленность на практическое освоение ремесел) были существенные недостатки: имело место механическое использование узоров геометрического, контурного или прорезного характера; все объекты труда выполнялись учащимися строго по чертежу согласно образцу. Такие задания нельзя рассматривать как средство художественно-эстетического воспитания школьников.

Однако в силу объективных причин опыт передовых педагогов, разрабатывавших эффективные пути всестороннего развития учащихся с использованием средств художественного труда, не мог быть использован в массовых школах. А в 1937 году преподавание труда как самостоятельного предмета во всех классах начальной и средней школы было отменено, мастерские по труду ликвидированы.

50–60-е годы ознаменованы новым всплеском научно-исследовательской работы, связанной, прежде всего, с проблемами политехнизации и частично с проблемой эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства. Узкое и одностороннее понимание декоративно-прикладного искусства по-прежнему господствует в школьной практике. В 1959-1960 гг. были открыты при педагогических институтах в Москве (МГЗПИ), Курске, Краснодаре, Костроме, Орле, Омске, Смоленске, Нижнем Тагиле, Хабаровске, Ижевске, Чебоксарах художественно-графические факультеты с 5- летним сроком обучения, готовивших учителей изобразительного искусства, черчения, трудового обучения в общеобразовательных школах.

В 80-е годы продолжался поиск наиболее эффективных форм и методов, а также содержания занятий со школьниками различными видами декоративно-прикладного искусства как в условиях школы, так и за ее пределами. Были защищены докторские диссертации А.С. Хворостовым, Т.Я. Шпикаловой, опубликованы программы и учебники, проводились конференции, всесоюзные семинары, выставки. На базе пионерского лагеря «Артек» проводился Всесоюзный семинар юных дарований нашей страны. Среди его участников были и учащиеся школ различных регионов России, активно изучающие художественное ремесло народов. На семинаре были педагоги из г. Москвы (В.В. Корешков) и из г. Орла (А.С. Хворостов). На выставке велись съемки журналистами центрального телевидения. Фильм, посвященный выставке декоративно-прикладного искусства, был показан по первой общесоюзной программе.

В 90-е годы в нашей стране был накоплен значительный опыт использования народного декоративно-прикладного искусства в практике воспитательной работы со школьниками. Особенно ценен опыт школ, расположенных в зонах действия исторически сложившихся центров художественных промыслов (художественное плетение и роспись по бересте – Архангельская область, романовская игрушка – Липецкая область, ковроткачество - Воронежская область и др.). Обучение школьников художественным ремеслам ведется здесь по программам, разработанным местными специалистами и утвержденных Управлением образования.

Заканчивая данный обзор, важно сделать вывод о том, что современная школа стремится в целом ряде учебных дисциплин сделать изучение народного декоративно-прикладного искусства областью специального изучения. Однако возможности изучения регионального декоративно-прикладного искусства в отечественной системе образования не используются в должной мере.

Рассмотрены бытовые традиции и регионально-национальные особенностей декоративно-прикладного искусства Воронежского края (Карта).

Для установления региональных особенностей Воронежской области относительно народного декоративно-прикладного искусства было выполнено картографирование – нанесение на карту специальных символов НДПИ.

???????

ъръиъръръиъиъиъЯъиъиъЯъиъиъиъЦръиъиъиъиъиъиъиъМъМъиъиъиърЕръиъиъиъиъиъиъ иъиъиъ

???????????ния). Вязание пуховых платков в пределах Воронежской области отражает Северо-восточный ареал, известный как Воронежское Прихоперье. Вышивка охватывает территорию юга Воронежской области, образуя Южный ареал, где в основном проживают этнические украинцы, занимавшиеся вышивкой в большей степени, чем русское население. Резьба по дереву образует Центрально-восточный ареал. Выделяется также Центрально-восточный ареал, связанный с ткачеством и Северо-западный ареал, образуемый гончарным искусством. Некоторые из обозначенных на карте видов НДПИ не образуют четких ареалов: костюм, лозоплетение, бондарство и музыкальные инструменты.

Описание ареалов народного декоративно-прикладного искусства дает возможность в будущем связать их с историей заселения края и вторичным расселением русских в 16-17 веках. Выделение ареалов регионального декоративно-прикладного искусства имеет большое значение для установления этнокультурной специфики региона, поскольку, традиции НДПИ формируют менталитет жителей региона и определяют их отношение к различным видам декоративно-прикладного искусства.

Воронежская область граничит с Украиной (Луганская область) и рядом областей, таких, как Тамбовская, Саратовская, Волгоградская, Ростовская, Белгородская, Курская и Липецкая. На территории Воронежского края проживают различные этнические группы: русские, украинцы, цыгане, мордва и др. Материально ощущаемая близость разноязыкового искусства Воронежского региона дает импульсы для понимания роли этнического наследия в художественно-творческом развитии и необходимости его изучения, сохранения и возрождения.

Выдающиеся деятели и люди менее известные из века в век крепили и крепят «град» духовной общности славянства. Среди них — воронежцы: Е.А. Болховитинов, духовный подвижник и историк; подвижники русского слова – поэты А.В. Кольцов, С.Я. Маршак, И.С. Никитин и А.П. Серебрянский; публицист и драматург А.С. Суворин; певец и этнограф М.Е. Пятницкий; певица М.Н. Мордасова и баянист-виртуоз И.М. Руденко, прославившие Воронежский край. Рождённые в Чернозёмном крае – историк К.Ф. Калайдович, философ Н.В. Станкевич, художники И.Н. Крамской, А.В. Куприн, А.П. Рябушкин, Н.Н. Ге, писатели И.А. Бунин, М.А. Шолохов, Г.Н. Троепольский, фольклорист А.Н. Афанасьев, сказительницы А.Н. Королькова и А.К. Барышникова, учёные Н.А. Северцев, А.Е. Снесарев и др. – внесли свой вклад в уникальную культуру региона.

В результате сложных миграционных процессов Воронежские земли заселялись выходцами из различных мест России и Украины. Территорию края осваивали выходцы из рязанских, тульских, тамбовских и курских городов и сёл, а также из «замосковных» уездов. Первыми по времени заселения были северные и западные районы края, располагавшиеся по правобережью Дона, и часть левобережья. Этнический состав переселенцев был в свою очередь продуктом сложных скрещиваний и взаимодействий раннего славянского населения, впитавшего угро-финский субстрат, с поздними мигрантами из северных московских и замосковных уездов.

Наряду с поселениями служилых людей возникают села, основанные помещичьими и бывшими монастырскими крестьянами, переведенными из центральных уездов России, в центральные и восточные районы Воронежской губернии.


загрузка...

Источник: http://dibase.ru/article/31052010_gubanovaen/5


Питание при поражении печени 3 стадии